В 50-х годах американский автопром, оживший после мировой войны, задал быстрый и стильный темп. Дизайнеры и инженеры ведущих автомобильных компаний США экспериментировали с формами и технологиями. СССР не хотел отставать, и автомобильные заводы принялись за свои эксперименты. В конце 1955 года НАМИ были приобретены два американских автомобиля производства Packard. Конструкторы ГАЗ и ЗИЛ совместно с инженерами НАМИ принялись за доскональное изучение автомобилей. В итоге Горьковский Автомобильный Завод в 1957 году разработал люксовую модель с индексом ГАЗ-13 и названием «Чайка». Автомобиль, созданный с применением множества новейших на тот момент технологических решений, пришёл на смену устаревшему ГАЗ-12 «ЗИМ». Изучение американского Packard Caribbean не прошло не замеченным, и внешне «Чайка» очень похожа на американского прародителя.
«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5.5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения — в несколько изменённом виде эти моторы устанавливались впоследствии даже на бронетранспортеры.
Конструкторы применили множество новых технологий в процессе создания «Чайки»: автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), гидроусилитель рулевого управления, а также вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Дизайн и конструкция автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» были отмечены в 1958 г. Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
Всего за период с 1959 года по 1981 было произведено чуть менее 3200 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» из которых всего несколько десятков были особых модификаций, а остальные стандартные четырёхдверные седаны. Индексами «А» и «Б» маркировались «Чайки» в кузовах лимузин и кабриолет соответственно. ГАЗ-13С именовался санитарный универсал, один из которых сейчас и обитает в городе Волжском. Санитарные версии «Чайки» производились мелкосерийно по следующей схеме: готовые автомобили из Горького отправляли под Ригу, в Елгаву на завод РАФ. Там «Чайкам» удлиняли крышу (она состояла из трёх частей), устанавливали с боку по одному дополнительному окну, дверь в задней части машины, перегородку за водительским сиденьем, а за левой задней дверью размещали запасное колесо. Также устанавливали ложемент для носилок, сами носилки и необходимое медицинское оборудование. Плюс ко всему этому усиливали на два листа задние рессоры. Из-за того, что ГАЗ-13С производились мелкосерийно, все машины имели некоторые отличия между собой. По разным данным всего было изготовлено от 11 до 20 таких автомобилей (данные разнятся). Сейчас известно местонахождение лишь 6 подобных машин. Модификаций 13С было несколько, отличающихся друг от друга крышами, боковыми окнами и некоторым оснащением. Естественно санитарные ГАЗ-13С были не для «простых смертных», так как изготавливали машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников.
Универсал 13С обитающий у нас в Волжском был куплен местным коллекционером Геннадием в 2004 году в Санкт-Петербурге. Изначально данная «Чайка» числилась за министром обороны СССР в 1987-1991 гг. Дмитрием Язовым, но позже её закрепили за Спортивной Школой при МВД. Там машина долгие годы использовалась в хозяйственных целях и люди не подозревали о ценности данного экземпляра. Но к моменту продажи автомобиля волжскому коллекционеру, 13С интересовались разные реставраторы, в том числе из Прибалтики. Продавцы уже понимали, что машина, которая стоит у них под навесом — не просто старый универсал.
У Геннадия уже была отреставрированная стандартная «Чайка» в коллекции, но версию 13С упускать не хотелось. В итоге, опередив иностранных конкурентов, наш коллекционер заполучил желаемый автомобиль и привёз его в Волжский. Машина была в хорошем состоянии: оригинальная краска, большая часть хромированных деталей была на своём месте, родной мотор и функционирующая АКПП. У машины не хватало некоторых молдингов, занавесок и носилок в салоне, было потёрто переднее сидение и не хватало некоторых мелких деталей. Сейчас машина почти в оригинале за исключением разве что покрышек. Волжская «Чайка» 13С не стоит постоянно в гараже — периодически машину обкатывают. Благодаря Геннадию и автору этих строк, волгоградцы могли наблюдать ГАЗ-13С на шоу «Автоэкзотика» летом 2008 года и на Ретро-параде 15 мая этого года у Дворца Спорта.
Технические характеристики:
Производитель: ГАЗ
Год пр-ва: 1979
Тип кузова: 5-дверный универсал
КПП: 3-ступенчатая автоматическая
Двигатель: ЗМЗ-13, 5.5 литра, V8
Мощность: 195 л.с.
Макс. скорость: 160 км/ч
Масса: 3000 кг
Дизайнер: Лев Еремеев
Выпущено экземпляров: 11 или 20 санитарных